Вход



Поиск по сайту
Google на mf.grsu.by

  
Главная страница >> Факультет >> История факультета >> Очерк истории факультета (доцент Ю.П.Золотухин)

Очерк истории факультета (доцент Ю.П.Золотухин)

Физико-математический факультет Гродненского педагогического института. Весной 1940 года был образован Гродненский учительский институт. Началась подготовка к открытию физико-математического отделения, на котором предполагалось готовить учителей 5-7 классов неполной средней школы. Война нарушила эти планы. После освобождения Гродно, в октябре 1944 года, учительский институт был преобразован в педагогический. Одним из первых трех факультетов молодого вуза был физико-математический. На факультет было зачислено тогда 12 студентов. Первым его деканом была назначена физик К.А.Акимова, выпускница Белорусского государственного университета. В 1948 году на этом посту ее сменил В.И.Довнарович, выпускник аспирантуры Ленинградского университета, защитивший годом ранее кандидатскую диссертацию по механике.

Именно в составе физмата возникли и постепенно набирали силу первые математические кафедры. В 1947 году единственная до того времени кафедра физики и математики факультета была разделена на кафедру физики и кафедру математики.

Первый выпуск на физико-математическом факультете состоялся в 1948 году. В том же году в институте было создано студенческое научное общество. В его состав входили научные кружки различных направлений, в том числе кружок по конструктивной теории функций.

Постепенно на кафедре математики начала разворачиваться научная работа. Появились первые публикации гродненских математиков в серьезных научных журналах. В 1949 году Я.И.Ривкинд защитил диссертацию "О некоторых приложениях теории структур к функциям множеств и динамическим системам" в Московском университете, а Н.Д.Беспамятных-диссертацию "Научное и методическое значение алгебраических идей Лобачевского" в Академии педагогических наук СССР. Это были первые в истории факультета диссертации по математике, защищенные его преподавателями.

В начале пятидесятых годов пединституты перешли на новый учебный план, в котором большое место отводилось курсу элементарной математики. Он изучался во всех семестрах. В связи с этим начали создаваться кафедры, включающие курсы элементарной математики и методики. По приказу Министерства высшего образования СССР 1 сентября 1955 года кафедра математики Гродненского педагогического института была разделена на кафедру высшей математики и кафедру элементарной математики. Заведующим первой из них стал кандидат физико-математических наук Я.И.Ривкинд, второй-доцент, кандидат педагогических наук Н.Д.Беспамятных. Образование двух кафедр отразило формирование двух, ставших главными на долгие годы, направлений деятельности факультета, которые в целом можно охарактеризовать как фундаментальное математическое и математико-методическое.

Организационная работа, проведенная в первые годы после создания института, заложила основы для его дальнейшего развития. Начиная с середины 50-х годов, происходил количественный и качественный рост его профессорско-преподавательского состава, увеличивался контингент студентов, расширялась и укреплялась материальная база.

Руководство физико-математическим факультетом осуществляли: доцент, кандидат философских наук А.Т.Храмов (с 1954 по 1959 год), доцент, кандидат физико-математических наук Е.Х.Костюкович (с 1959 по 1968 год), старший преподаватель А.Н.Хвощинский (с 1968 по 1974 год). В 1975 году, в период выполнения обязанностей декана доцентом, кандидатом физико-математических наук К.К.Искрой (с 1974 по 1980 год), произошло разделение факультета на математический и физический.

В педагогическом институте основной задачей факультета являлась подготовка квалифицированных школьных учителей и преподавателей средних специальных учебных заведений для Гродненской области. Обучение велось по следующим основным специальностям - "Математика", "Физика", "Физика и математика". В отдельные годы вводились дополнительные направления подготовки - "Черчение" и "Основы производства". Выпускники получали квалификацию учителя соответствующих предметов средней школы.

Специалисты кафедры высшей математики (в 1970 году она была переименована в кафедру математического анализа и алгебры) проводили научные исследования по функциональному анализу и теории приближения функций, обыкновенным дифференциальным уравнениям, уравнениям математической физики. Ими были получены также новые результаты в области теории вероятностей. В 1970 году при кафедре была открыта аспирантура по специальности "Дифференциальные и интегральные уравнения".

Большую роль в организации научной работы на кафедре (да и на всем физико-математическом факультете) сыграло издание "Ученых записок" Гродненского педагогического института, впервые вышедших в 1955 году. Их математическая серия была оформлена в виде отдельных выпусков: первого - в 1955 году, второго - в 1957 году, пятого - в 1961 году. Интересно отметить, что в 1958 году было получено письмо из Вашингтона с просьбой выслать первый и второй выпуски "Ученых записок" для Вашингтонской библиотеки.

Кафедра элементарной математики положила в основу своей деятельности тесную связь со школами. Уже в первый год ее работы был реализован обширный план в этом направлении. В него входили, в частности, организация семинара для учителей по изучению вычислительных инструментов, участие в работе математической секции города, работа математического кружка для учащихся, участие в проведении школьных математических олимпиад, изучение постановки преподавания математики и черчения в школах, посещение школ с целью оказания методической помощи. Кафедра организовывала и проводила педагогическую практику студентов факультета. В 1991 году при ней была открыта аспирантура по специальности "Методика преподавания математики".

<>В 1970 году произошли изменения в учебных планах пединститутов. Возросли требования к теоретической и методической подготовке учителей математики. В связи с этим произошла реорганизация кафедры элементарной математики: она была преобразована в кафедру геометрии и методики преподавания математики. Приоритетным направлением деятельности новой кафедры стало исследование проблем математического образования в республике и регионе во всех аспектах - теоретическом, методическом, историко-методологическом и организационно-практическом.

В республиканских издательствах "Народная асвета" и "Вышэйшая школа" увидели свет первые книги гродненских математиков и методистов. Были налажены научные связи с Вильнюсским университетом и филиалом Краковского университета в Белостоке. Преподаватели принимали участие в таких представительных научных форумах как Всесоюзная конференция по конструктивной теории функций, Всесоюзный съезд математиков, конференция заведующих математическими кафедрами педагогических институтов Северо-Западной зоны РСФСР, конференция математиков Литовской ССР, Белорусская математическая конференция и многих других.

Первым звеном в цепочке кафедр нового для факультета прикладного направления стала образованная в 1966 году кафедра технических средств и программированного обучения (с1977 года она стала называться кафедрой технических средств и общетехнических дисциплин).

Строго говоря, кафедру нельзя было причислить к математическим. Она обеспечивала проведение занятий по следующим дисциплинам: практикум в учебных мастерских, электротехника, радиотехника, материаловедение, технические средства обучения, вычислительная математика и программирование, спецкурс "Программированное обучение".

Основным направлением научно-исследовательской работы была разработка и внедрение методов и средств программированного обучения. Эта тема объединяла всех преподавателей кафедры. Рассматривались вопросы методики применения элементов программированного обучения на уроках математики и физики, исследовалась сравнительная эффективность программированного и традиционных методов обучения в вузе, анализировалось использование алгоритмов и предписаний в учебном процессе, велась разработка программированных материалов для проведения практических занятий. При кафедре работало студенческое конструкторское бюро.

Одной из главных заслуг кафедры стала закладка основы материальной базы, обеспечившей в дальнейшем развитие парка компьютерной техники на факультете. Она сделала первые шаги в этом направлении, сосредоточившись на осмыслении дидактических возможностей технических средств обучения того времени и настойчиво пытаясь ввести их в практику преподавания.

Кафедра представляла свои разработки на ВДНХ СССР и ВДНХ БССР, поддерживала научные связи с НИИ школьного оборудования и ТСО в Москве, минскими вузами. Сконструированный сотрудниками кафедры автоматизированный класс "Гродно-2" стал гордостью института. . В 1970 году он был представлен на ВДНХ БССР, отнесен к III (высшей) категории и награжден грамотой. В конце 1975 года в Гродненском педагогическом институте появилась первая ЭВМ (марки "Минск-22М). Штат обслуживавших ее программистов вошел в состав кафедры.

Кроме учебной и научной работы все кафедры занимались деятельностью, направленной на математическое просвещение молодежи. Преподаватели регулярно выступали с лекциями перед учителями и школьниками, проводили математические олимпиады и конкурсы, организовывали конференции и семинары по различным вопросам математического образования. Работал кружок по созданию учебных моделей, была организована киностудия для съемки учебных фильмов по математике и физике, а также студенческое конструкторское бюро.

В 1957 году при факультете была открыта "Школа юных математиков", в состав которой вошли два класса - для учащихся 9-х и 10-х классов. Важным событием явилось создание силами преподавателей факультета в 1965 году первого в области класса с углубленным изучением математики в средней школе N1 города Гродно.

Большой упор делался на воспитательную работу. Многие преподаватели были кураторами студенческих групп. Они посещали общежития, где консультировали студентов по учебным предметам, помогали решать бытовые проблемы.

Целенаправленная работа ректората, деканата и заведующих кафедрами к концу 70-х годов завершилась формированием коллектива, способного решать серьезные научные, учебные и воспитательные задачи.

Математический факультет в составе университета: 1978 - 1990. В 1978 году на базе педагогического института имени Янки Купалы был основан Гродненский государственный университет. Математический факультет был одним из самых крупных его факультетов. План приема в 1978-1979 учебном году составлял 225 человек (175 - на стационар, 50 - на заочное отделение). Более 900 студентов обучались на факультете. Первый выпуск молодых специалистов, обладателей дипломов Гродненского университета по специальности "Математика" (направление подготовки - "Научноо-педагогическая деятельность"), состоялся в 1983 году. Им была присвоена квалификация "Математик. Преподаватель математики и информатики".

В 1980 году декан К.К.Искра передал свои обязанности молодому преподавателю, доценту Н.Н.Иванову. Однако уже через год должность декана факультета была возложена на доцента Л.В.Кирилюк, которая занимала ее с 1981 по 1991 год.

В университетский период расширился круг специальностей факультета, образовались новые математические кафедры, осуществился переход на учебные планы и программы нового поколения.

Особое внимание стало уделяться организации научно-исследовательской работы преподавателей и студентов. Определились ее приоритетные направления - дифференциальные и интегральные уравнения, теория функций и функциональный анализ. На факультете появились научно-исследовательские и учебно-исследовательские лаборатории, стали выполняться научные разработки для предприятий и организаций на договорной основе. Активизировалась подготовка научных сотрудников через аспирантуру. Возросло число преподавателей с научными степенями и учеными званиями.

Обучение на факультете стало пятигодичным. Были введены специализации - "Дифференциальные уравнения и их приложения", "Теория функций", "Геометрия и топология", "Функциональный анализ и его приложения", "Методы оптимизаций и исследование операций". Наряду с изучением дисциплин специализации студенты под руководством прикрепленных к ним преподавателей выполняли курсовые и дипломные работы. Начиная с 1980 года, в университете начали проводиться студенческие математические олимпиады. Вместе с привычной для пединститута педагогической практикой в университетский учебный план математического факультета были включены производственная и вычислительная практики.

Поиски новой структуры математического факультета особенно интенсивно продолжались первые пять лет после образования университета. Именно тогда получили распространение разделения и объединения кафедр, их переименования и преобразования. Почти половину от числа преподавателей в те годы составляли специалисты (в основном доценты и кандидаты наук), приглашенные на работу в Гродно из других городов СССР.

В 1978 году кафедра математического анализа и алгебры была разделена на кафедру математического анализа и кафедру алгебры. В 1979 году была образована кафедра дифференциальных уравнений (в 1999 году переименована в кафедру дифференциальных уравнений и оптимального управления).

Еще одной кафедрой, выделившейся из кафедры математического анализа, стала образованная в 1980 году кафедра уравнений математической физики и функционального анализа. Кафедра геометрии и методики преподавания математики была единственной кафедрой факультета, полностью сохранившей при переходе от пединститута к университету свою учебную и научную направленность и не изменившей названия. На кафедре работали старейшие преподаватели факультета, среди которых были ветераны войны и труда, отличники народного просвещения, отличники коммунистического труда.

Серьезные кадровые перестановки производились в те годы на единственной кафедре прикладного направления - теории вероятностей, вычислительных машин, программирования и технических средств обучения (так с 1978 года стала называться кафедра технических средств и общетехнических дисциплин). Они были обусловлены поисками оптимального решения проблемы компьютеризации университета, приобретавшей все более важное значение в связи с ускорением темпов развития информационных технологий в мире.

Факультет располагал в те годы определенным числом аудиторий и учебных кабинетов, оснащенных телевизорами, диапроекторами, кодоскопами и другими техническими средствами обучения. В учебном процессе использовалась ЭВМ ЕС - 1022, а также электронные клавишные вычислительные машины (ЭКВМ) и ЭВМ "Прамень - М". Программированный контроль осуществлялся на базе автоматизированного класса "Гродно - 5". Большое значение для компьютеризации факультета имела организация в 1981 году в ГрГУ первой компьютерной учебной лаборатории на базе ПЭВМ "Электроника - 60" и диалогово-вычислительных комплексов "ДВК".

Компьютерная лаборатория стала базой для проведения госбюджетных и хоздоговорных научно-исследовательских работ. В ходе вычислительных практик студенты всех специальностей математического факультета отрабатывали в ней навыки программирования на языках Ассемблер, Фортран, Бейсик, PL/1 в операционных системах ОС и ДОС, использования пакетов научных программ, разработки алгоритмов и их реализации на имеющихся, весьма несовершенных компьютерах.

Целенаправленные поиски новых форм и методов организации работы, продолжавшиеся в переходный период, завершились в начале 80-х годов формированием кафедр, соответствовавших главным направлениям учебной и научной деятельности матфака. Было создано ядро квалифицированных кадров, способных обеспечить дальнейшее развитие факультета. Определились лидеры - преподаватели и ученые, возглавившие приоритетные линии его деятельности.

Начиная с 1980 года прием студентов на дневное отделение стал снижаться: со 175 человек до 50 - в 1986 году. К концу десятилетия численность студентов стационара уменьшилась в 3 раза и составила чуть более трехсот человек. За этот же период численность профессорско-преподавательского состава увеличилась с 37 до 46 человек, причем число доцентов возросло с 9 до 21.

Именно в те годы начали создаваться предпосылки к организации первых математических школ на Гродненщине. Были получены серьезные результаты в области фундаментальной математики. В полный голос заявили о себе молодые ученые факультета. В последнее десятилетие советского времени преподавателями факультета были защищены 1 докторская и 20 кандидатских диссертаций по математике, аспирантуру университета окончили 9 человек (7 - по специальности "Дифференциальные уравнения и математическая физика", 2 по специальности "Методика преподавания математики").

Продолжали укрепляться деловые связи факультета с ведущими центрами науки и образования из других городов СССР и зарубежья. Многие известные математики и педагоги читали лекции в его аудиториях, проводили консультации. Преподаватели факультета участвовали в крупных всесоюзных и международных научных конференциях, регулярно публиковали статьи в центральных математических журналах. Факультет все чаще становился местом научных встреч.

Знаменательным событием в жизни математического факультета стало открытие на базе кафедры исследования операций и программирования в 1985-1986 учебном году т.н. производственного отделения. В 1987 эта кафедра получила новое название - кафедра математического обеспечения ГАП, САПР и АСУ. По мысли ее заведующего доцента А.Д.Бурикова, производственное отделение должно было обеспечить подготовку специалистов квалификации "инженер-математик-программист", владеющих глубокими фундаментальными и профессиональными знаниями.

Подготовка инженеров и программистов требовала серьезной материально-технической поддержки. В весеннем семестре 1986-1987 учебного года, за два года до открытия университетского вычислительного центра, на факультете был создан первый дисплейный класс. В состав класса входили 7 микро ЭВМ ДВК 2М и одна микро ЭВМ "Электроника-60". Специалисты кафедры активно сотрудничали с промышленными предприятиями и вычислительными центрами. В 1989 году коллектив ее сотрудников был награжден почетным дипломом и медалями ВДНХ СССР за разработку пакета программ алгоритмов "Планирование комплекса изделий по заводу и оптимизация вычислительных сетей".

Продолжала совершенствоваться система проведения предметных олимпиад в регионе. В 1984 году была проведена первая студенческая олимпиада по программированию, а пятью годами позже - первая областная олимпиада школьников по программированию и информатике. Углублялось шефство факультета над средней школой N1 г. Гродно. В 1989 году, когда был организован платный факультет довузовской подготовки, "Школа юных математиков" трансформировалась в его секцию математики.

В конце десятилетия произошло радостное и принципиально важное для истории математического факультета событие - впервые его преподаватель, доцент И.П.Мартынов, защитил докторскую диссертацию! Тогда же Высшей аттестационной комиссией СССР было присвоено ученое звание профессора кандидату технических наук А.Д.Бурикову - первому на матфаке!

Математический факультет в последнее десятилетие ХХ века. Тенденцию уменьшения численности студентов математического факультета, действовавшую в 80-е годы удалось переломить в начале следующего десятилетия. Основным способом решения проблемы стало расширение спектра предлагаемых специальностей и дополнительных направлений подготовки.

Коренной специальностью факультета, начиная с момента его основания, была специальность "Математика", перепрофилированная в 1978 году с педагогической на научную. В зависимости от избранного варианта учебного плана выпускники, окончившие университет по этой специальности, могли получить квалификацию "Математик. Преподаватель математики" или "Учитель математики". В конце восьмидесятых в рамках специальности "Математика" возобновилось обучение по педагогическому профилю. В 1989-1990 учебном году было введено дополнительное направление подготовки "Физика" с присвоением квалификации "Учитель математики и физики", а годом позже - "Информатика и вычислительная техника" (квалификация - "Учитель математики, информатики и вычислительной техники"). Во второй половине десятилетия факультет снова сосредоточился на научном и техническом профилях подготовки.

Кафедры производственного отделения в первой половине 90-х годов продолжали готовить студентов к получению квалификации "инженер-математик-программист" в рамках специальности "Математика". В 1994 году прием студентов по этому направлению подготовки не производился; был впервые объявлен набор на новую для математического факультета специальность "Экономическая кибернетика". Уже в следующем, 1995, году открылся прием студентов по специальности "Программное обеспечение информационных технологий" с той же квалификацией. План набора на факультет в 1995 году выглядел так: всего - 100 человек, из них 75 - по специальности "Математика", 10 - по специальности "Экономическая кибернетика", 15 - по специальности "Программное обеспечение информационных технологий".

В 1991 году Л.В.Кирилюк на посту декана факультета сменил доцент Е.А.Ровба. Через год он был переведен на должность проректора университета по учебной работе. С 1992 по 1998 год математическим факультетом руководил доцент Т.Э.Можджер. Исключение составил период в 1994 - 1995 годах, когда в должности декана факультета работал И.П.Мартынов.

В 1993 году появилась возможность разделить многопрофильную кафедру алгебры, геометрии, функционального анализа и методики преподавания математики на две - кафедру алгебры, геометрии и методики преподавания математики и кафедру теории функций и функционального анализа. В состав последней в 2000 году вошли преподаватели, которые должны были обеспечить обучение студентов по открытой в 1998 году специальности "Прикладная математика". В связи с этим она была преобразована в кафедру теории функций, функционального анализа и прикладной математики.

Существенным изменениям подверглась структура блока кафедр прикладного направления. В 1991 году кафедра математического обеспечения ГАП, САПР и АСУ разделилась на кафедру информатики и вычислительной техники и кафедру прикладной математики. В 1997 году последняя вместе с курируемой ею специальностью "Экономическая кибернетика" перешла на факультет экономики и управления (в 2000 году эта специальность была возвращена на математический факультет).

В начале десятилетия идеологическое давление в одночасье сменилось идеологическим вакуумом. Заметно снизилась политическая культура в молодежной среде, подверглись девальвации многие морально-нравственные ценности. У большой части студентов ослаб интерес к учебе, ухудшилось отношение к научно-исследовательской работе. Стало очевидным, что отсутствие в университете системы воспитательной работы, разрушенной в конце восьмидесятых, повлекло негативные последствия. Поэтому в 1996 году был создан учебно-воспитательный отдел, введены должности заместителей деканов по воспитательной работе, восстановлен институт кураторства.

Важнейшим направлением деятельности факультета в последнее десятилетие века продолжало оставаться научное. Исследовательская работа велась в рамках республиканских программ, программ, финансировавшихся из различных фондов, хозяйственных договоров, а также т.н. "второй половины рабочего дня преподавателей". Положительное влияние на развитие науки на факультете оказало издание сборников статей преподавателей, аспирантов и студентов "Математические исследования" (выпуска 1 - в 1992 году, выпуска 2 - в 1994 году).

Вступила в пору творческой зрелости гродненская научная школа по дифференциальным уравнениям. Ее основоположниками и руководителями были профессора И.П.Мартынов и С.А.Минюк. В девяностые годы в число лидеров школы вошел доцент В.Н.Горбузов (с 2000 года - профессор).

Официальным подтверждением высокого уровня гродненских математиков стало открытие в 1996 году при математическом факультете специализированного совета по защите кандидатских диссертаций К 02.14.02 по специальности "Дифференциальные уравнения".

Продолжали развиваться и другие направления исследований. В 1994 году на факультете была открыта аспирантура по специальности "Математический анализ", а в 1997 году - по специальности "Математическое моделирование, численные методы и комплексы программ". Начали складываться условия для образования еще двух научных школ, заявивших о себе в полный голос в начале третьего тысячелетия.

Научной базой школы по теории функций и функциональному анализу (руководители - профессор Е.А.Ровба и доцент Ю.М.Вувуникян) стали результаты по приближению функций рациональными дробями и сплайнами, полученные гродненскими математиками и снискавшие широкое признание коллег как из ближнего, так и дальнего зарубежья. Кроме проблем рациональной аппроксимации функций специалисты школы активно разрабатывали теорию эволюционных систем.

Организатором и руководителем научной школы по стохастическому и компьютерному моделированию выступил доцент М.А.Маталыцкий (в 1998 году он защитил докторскую диссертацию, в 2002 году стал профессором). Члены школы проводили фундаментальные и прикладные исследования по физико-математическим, техническим и экономическим наукам.

Интенсивные исследования по краевым задачам для уравнений в частных производных на протяжении всего десятилетия проводил доцент кафедры дифференциальных уравнений Г.Ч.Шушкевич. В 2009 году он успешно защитил диссертацию на соискание степени доктора физико-математических наук.

По-прежнему первостепенное значение на факультете придавалось учебной и научно-методической работе. Продолжалось внедрение новых педагогических, в том числе информационных, технологий обучения. Много сил вкладывалось в совершенствование содержания дисциплин и практик, модернизацию их программ, создание нового поколения учебных пособий и дидактических материалов. В конце десятилетия на факультете началось внедрение государственных образовательных стандартов специальностей.

В процесс создания первого поколения белорусских учебников, включилась кафедра алгебры, геометрии и методики преподавания математики. Ее силами по заданию Министерства образования был выполнен научно-методический анализ и даны экспертные оценки практически всех экспериментальных учебных пособий по математике для средних общеобразовательных школ и школ (классов) с углубленным изучением математики.

Важным событием истории математического образования в регионе стало открытие в 1991 году физико-математического лицея при Гродненском университете (с 1997 года - лицея "Альфа"). В 1995 году начал издаваться научно-популярный, научно-методический журнал "Альфа" для школьников, авторами которого были многие преподаватели факультета. В 1998 году была проведена 1-я открытая научно-практической конференции "Хрустальная Альфа", впоследствии ставшая регулярной.

Начиная с 1996 года, стало постоянным представительство команды университета в студенческом первенстве мира по программированию, проводимом международной организацией Association for Computing Machinary (ACM). В 1997 году при факультете начала работу школа "Математика и компьютер" для учащихся 5 - 11 классов.

От математического факультета - к факультету математики и информатики. В начало ХХI века математический факультет вступил под руководством доцента В.К.Бойко. Он возглавил его в 1998 году и проработал на этом посту почти десять лет. С новым деканом были связаны значительные перемены в факультетской жизни. Усилилось внимание к проблемам компьютеризации, открылись престижные специализации прикладного направления, существенно укрепилась материально-техническая база. По его инициативе в 1999 году при факультете начала работу воскресная "Школа точных наук".

Около 60% преподавателей, работавших на постоянной основе, имели ученые степени. Они продолжали проводить исследования как в традиционных, так и новых направлениях математики и информатики. Более десяти подготовленных ими монографий были опубликованы в издательстве университета. Сложившиеся на факультете научные школы по дифференциальным уравнениям, по стохастическому и компьютерному моделированию, по теории функций и функциональному анализу получили признание в научном мире.

Продолжал работу специализированный совет по защите кандидатских диссертаций К 02.14.02. В 2006 году ВАК РБ в очередной раз продлил его полномочия, разрешив проводить защиты диссертаций не только по дифференциальным уравнениям, но и по специальности "Математический анализ". Всего в совете было защищено 36 кандидатских диссертаций, в том числе 16 - молодыми преподавателями факультета.

Гродненские математики были представлены в редколлегиях известных в стране журналов, экспертных и ученых советах, советах по защите докторских и кандидатских диссертаций. Проводили рецензирование статей, поступающих в научные журналы, выступали оппонентами диссертаций. Были установлены деловые связи с отечественными и зарубежными специалистами по профилям школ, а также научными организациями, производственными предприятиями, финансовыми учреждениями и учебными заведениями.

Деятельность факультета в рассматриваемый период разворачивалась на фоне стремительного развития компьютерной техники и её программного обеспечения. В то время как интерес к классическим математическим специальностям резко снизился, интерес к профессиям, связанным с IT-технологиями, наоборот, существенно вырос. В первое десятилетие нового века структура специальностей факультета изменилась в пользу прикладных (в 2009 году из 650 студентов факультета уже 450 получали такие специальности). Естественным ответом на новую образовательную ситуацию стало переименование в 2005 году математического факультета в факультет математики и информатики.

Руководство университета прилагало значительные усилия, чтобы поддержать организационно и материально процесс компьютеризации, содействовать наполнению его новым содержанием и повышению качества. В итоге все кафедры факультета математики и информатики были оснащены персональными компьютерами и необходимой оргтехникой. В 2003 году была создана Локальная Сетевая Академия CISCO, а в 2007 году - открыт учебно-научный компьютерный класс совместно с иностранным производственно-торговым предприятием "Эпам Системз".

Специалисты факультета целенаправленно занимались созданием моделей, алгоритмов и программного обеспечения для решения задач производства и образования на основе современных технологий программирования. Особое внимание было уделено развитию информационной структуры предприятий и учреждений на основе компьютерных сетей, разработке методов и средств автоматизации управления структурными подразделениями организаций, делопроизводства и документооборота, внедрению новых информационных технологий в деятельность университета. В качестве основных методов решения задач использовались методы объектно-ориентированного программирования, проектирования больших систем, представления и анализа проектов, а также Internet-технологии

В частности, в учебный процесс были внедрены разработки кафедры информатики и вычислительной техники "Образовательный сервер факультета на платформе сервера приложений Zope", "Сервер online-тестирования", "Система удаленного тестирования учебных программ", "Технология идентификации программ SILDE", "Автоматизированная система идентификации программных средств для защиты авторских прав" и др.

В новом столетии активизировались научные контакты гродненских математиков. В период с 2001 по 2008 год на базе факультета был проведен ряд международных научных и научно-практических конференций - IX Белорусская математическая конференция, "Еругинские чтения - VII", "Современные информационные компьютерные технологии в учебном процессе, научных исследованиях и управлении университетом", "Актуальные проблемы математики и компьютерного моделирования", "Математические методы повышения эффективности информационно-телекоммуникационных сетей", "Современные информационные компьютерные технологии mcIT - 2008".

Порадовали успехи студентов, магистрантов и аспирантов факультета. Лучшие из них стали лауреатами и стипендиатами Специального фонда Президента Республики Беларусь по социальной поддержке одаренных учащихся и студентов, представляли университет в полуфиналах командных первенств мира по программированию, заслужили награды, в том числе - золотую медаль, на Международных олимпиадах по математике среди студентов вузов.

Тем не менее, в обществе продолжали действовать факторы, приведшие к снижению интереса молодежи к получению "сложных профессий". Существенное уменьшение числа абитуриентов, желающих учиться на факультете (особенно по специальности "Математика"), и, соответственно, уменьшение проходного балла, привело к тому, что значительное часть его студентов имела низкий уровень математической подготовки. Преподаватели были вынуждены адаптироваться к новой ситуации: разрабатывали новые методы обучения, совершенствовали системы контроля и организации самостоятельной работы, готовили новые учебные пособия, методические рекомендации и дидактические материалы. Около 20 учебных пособий, написанных преподавателями факультета после 2000-го года, были изданы с грифом Министерства образования. Особое значение стало придаваться разработке информационных технологий и электронных средств обучения.

Не остались в стороне и проблемы воспитания студентов, их здоровья, быта и отдыха. Был отлажен институт кураторства, работал старостат, проводилось большое число воспитательных и культурно-массовых мероприятий, спортивных соревнований. В 2002 году был проведен первый туристический слет студентов, преподавателей и выпускников "Джамбори", заслуживший впоследствии популярность в студенческой среде. Улучшению информационного обеспечения жизни факультета способствовало открытие его сайта. В 2003 году вышел первый номер газеты "МF-новости", а в 2009 году - первый номер ее электронного преемника - "е-журнала МF-новости".

По-прежнему важное значение придавалось практической работе по развитию математического образования в республике и регионе. На факультете продолжали работать научно-методические семинары "Матэматычная адукацыя" и "Компьютерные технологии в образовании", студенческие семинары "Матэматыка i дыдактыка" и "Информатика сегодня". Не прерывались традиционные связи гродненских математиков с учреждениями народного образования города и области. Продолжала действовать система проведения школьных олимпиад - районных, городских, областных, республиканских. Преподаватели вели разнообразную профориентационную работу, сотрудничали с областным летним лагерем для одаренных школьников "Наука".

В 2007 году декан В.К.Бойко передал свой пост профессору В.Н.Горбузову, а годом позже деканом факультета была избрана доцент Е.Н Ливак. В его состав в то время входили 6 кафедр: математического анализа; дифференциальных уравнений и оптимального управления; теории функций, функционального анализа и прикладной математики; алгебры, геометрии и методики преподавания математики; информатики и вычислительной техники (в 2009 году переименована в кафедру программного обеспечения интеллектуальных и компьютерных систем); стохастического анализа и эконометрии (образована в 2007 году, в 2009 переименована в кафедру стохастического анализа и эконометрического моделирования). Через год была создана новая кафедра - информатики и компьютерного моделирования.

В 2009 году были открыты две новые, востребованные жизнью, специальности - "Информатика" и "Компьютерная безопасность" (направление подготовки - "Математические методы и программные системы"). Кроме того, открылось новое направление подготовки ("Информационные технологии") по самой старой специальности факультета - "Математика".

В преддверие 70-летнего юбилея университета факультет располагал двумя учебными лабораториями, а также лабораторией программно-технической поддержки учебного процесса "Современные компьютерные технологии" (в 2008 году в нее были преобразованы лаборатории "Образовательные Web-технологии и дистанционное образование" и "Современные компьютерные технологии"). В 2009 году открылась совместная учебная лаборатория факультета и информационно-технологического предприятия "Софтсервис".

Условия для дальнейшего развития факультета были обеспечены.

Подготовил доцент Ю.П.Золотухин

  
За содержание страницы отвечает Савицкая О.А.
©
Кафедра СПиКБ, 2002-2017